Был такой известный-преизвестный художник, Джон Эверетт Милле. И решил он однажды написать Офелию в ручье. Еще не мертвую, но уже не живую. И написал ведь, да так, что до сих пор считается лучшим "офелистом" всех времен и народов.


Сначала Милле писал с натуры реку Эвил в графстве Сюррей, сидя по одиннадцать часов в день под зонтом, едва защищавшим художника от солнца, и зачерпывая воду для утоления жажды прямо из реки. Однако творческие муки Милле были несравнимы со страданиями девушки, ему позировавшей.
Зимой в Лондоне он работал над фигурой Офелии, моделью для которой стала Элизабет Сиддел, во многом повторившая судьбу шекспировской героини. Элизабет пришлось не один день пролежать полностью одетой в ванне, подогреваемой снизу лишь несколькими масляными лампами. В результате Милле получил прекрасную картину, удостоившуюся самых высоких оценок экспертов, а Элизабет, увы, - воспаление легких. Милле откупился от разгневанного отца девушки суммой в 50 фунтов, но здоровье Элизабет, до того момента и так не особо крепкое, было окончательно подорвано.

Спустя несколько лет она становится возлюбленной, а потом и женой Данте Габриеля Россетти. В 1861 году у нее рождается мертвая девочка, а сама Элизабет, находясь в состоянии депрессии, начинает употреблять лауданум - распространенный в викторианской Англии наркотик-опиат. В 1862 году в возрасте 33 лет она умирает от передозировки - до сих пор неясно, была ли эта смерть несчастным случаем или же самоубийством. Россетти в порыве чувств бросил в гроб жены рукописи своих стихов, и они были похоронены вместе с ней. Однако через семь лет уже вполне утешившийся в союзе с другой женщиной Россетти пожалел об утраченных стихах и добился вскрытия фамильного склепа на Хайтгейтском кладбище с целью извлечения рукописей. У самого художника не хватило духа при этом присутствовать.

Россетти получил свои манускрипты вместе с локоном волос жены, но не достиг былых высот славы и всю оставшуюся жизнь жалел о содеянном. Элизабет Сиддел, бывшая модистка, ставшая талантливой художницей и поэтом и увековеченная на холстах прерафаэлитов, умерла той же смертью, что и Офелия, в чьем образе она позировала. Загадочная смерть, то ли самоубийство, то ли несчастный случай; состояние, близкое к сумасшествию. Возможно, именно внутреннее сходство судеб литературного персонажа и моедли объясняет как завораживающую силу картины, так и ее реализм - "Офелия" считается лучшим портретом Элизабет Сиддел, когда-либо с нее написанным.

Художник Уолтер Деверелл, открывший Элизабет Сиддел для прерафаэлитов и этим (невольно) решивший ее судьбу, называл ее женщиной с лицом ангела и глазами Медузы Горгоны, заставляющими цепенеть несчастных мужчин.


Весьма романтичная биография Лиззи Сиддел из журнала "Крестьянка" (есть еще такие долгожители на рынке дамских журналов!)

Сайт, посвященный Элизабет Сиддел (25 июля 1829 г. - 11 февраля 1862 г.), как можно догадаться, английский и на английском: Exploring Elizabeth Siddal: Beyond the Myth

Кроме истории жизни и попыток установить обстоятельства смерти Лиззи Сиддел-Россетти, на сайте есть небольшая подборка ее картин, рисунков и стихотворений. Сиддел выставлялась с пре-рафаэлитами на выставке 1857 года, и одна из ее картин уехала тогда в Штаты. Остальные работы Сиддел преимущественно скупались Раскиным, пытавшимся не дать ей умереть от туберкулеза. Биография Лиззи крайне отрывочна, убил последний факт: после рождения мертвой дочери она снова забеременела, буквально за несколько месяцев до смерти. Слишком большая доза лаунданума унесла сразу две жизни.

Вопрос, была бы Сиддел счастливее, если бы никогда не позировала Милле, останется без ответа. Но результат налицо.


Источник