Эволюция человеческих жертвоприношений
Человеческие жертвоприношения были косвенным результатом каннибализма, равно как и избавления от него. Предоставление духов в качестве сопровождающих в путешествии в мир духов также
вело к уменьшению людоедства, поскольку никогда не было принято есть тех, кто были убиты с целью принесения их в жертву. Ни один народ полностью не миновала практика человеческих жертвоприношений в какой-то форме и в какое-то время, хотя андониты, нодиты и адамиты и были лишь в минимальной степени привержены каннибализму.Человеческие жертвоприношения существовали практически повсеместно;они сохранялись в религиозных традициях китайцев,индусов,
египтян, иудеев, месопотамцев, греков, римлян и многих других народов, а у отсталых африканских и австралийских племен сохранялись даже вплоть до недавнего времени.Цивилизация американских индейцев более позднего времени отходила от каннибализма, и поэтому погрязла в человеческих жертвоприношениях, особенно, в Центральной и Южной Америке.Халдеи одними из первых отказались от принесения в жертву людей по ординарным поводам, заменив их животными. Около двух тысяч лет назад добросердечный японский император ввел глиняные фигурки,которые должны били приноситься в жертву вместо людей, но лишь менее тысячи лет назад эти жертвоприношения прекратились в Северной Европе. У некоторых отсталых племен до сих пор совершаются человеческие жертвоприношения на добровольной основе- своего рода религиозное или ритуальное самоубийство.
Некогда шаман повелевал принести в жертву высоко уважаемого старика из некоего племени. Народ противился; люди отказывались подчиниться.После чего старик просил собственного сына, чтобы тот предал его смерти; древние действительно верили в этот обычай.Среди дошедшего до нас нет более трагического и вызывающего жалость случая, иллюстрирующего душераздирающую борьбу между древними и освященными временем религиозными обычаями и противоречащими им требованиями развивающейся цивилизации, чем иудейское повествование о Иеффае и его единственной дочери. Как
было принято, этот человек из лучших побуждений дал неразумный обет, заключил договор с "богом битв", согласившись заплатить за победу над своими врагами определенную цену. А именно, принести в
жертву того, кто первым выйдет из дома встречать его, когда он вернется домой. Иеффай думал, что встречать его будет один из верных рабов, но случилось так, что приветствовать его вышла дочь, его единственный ребенок. Итак, даже в эту сравнительно позднюю историческую эпоху и в среде, казалось бы, цивилизованных людей эта прекрасная девушка, оплакав свою судьбу, через два месяца действительно была принесена своим отцом в жертву с одобрения его соплеменников. И все это было совершено несмотря на строгие постановления Моисея, направленные против принесения в
жертву людей. Но мужчины и женщины имеют склонность давать глупые и ненужные обеты, а в древности люди считали все такие обещания в высшей степени священными.В старые времена при начале строительства сколько-нибудь важного здания было принято убивать человека в качестве "жертвы при закладке." Это обеспечивало здание духом-призраком, который следил за ним и защищал его. Когда китайцы собирались отливать колокол, закон предписывал принести в жертву хотя бы одну девушку для улучшения звучания колокола; выбранную девушку заживо бросали в расплавленный металл.Долгое время у многих народов практиковалось замуровывание рабов заживо в важные стены. В более поздние времена обычай заживо хоронить людей в стенах новых зданий племена Северной Европы заменили замуровыванием тени прохожего. Китайцы хоронили в стене умерших во время ее сооружение строителей.Мелкий палестинский царек при постройке стен Иерихона "положил в ее основание Авирама, своего первенца, и воздвиг ее ворота на своем младшем сыне Сегуве." В столь поздний период истории этот отец не только заживо поместил своих сыновей в ямы фундамента городских ворот, но еще и действия его были описаны как "соответствующие слову Господа." Моисей запретил эти жертвоприношения при закладке, но израильтяне вернулись к ним
вскоре после его смерти. Существующий в двадцатом веке ритуал закладывания безделушек и сувениров в фундамент нового здания является отголоском примитивных строительных жертв.
Долгое время у многих народов было принято посвящать первые плоды духам. И соблюдение этого обычая, теперь уже более или менее символическое, было пережитком древних ритуалов, связанных
с человеческими жертвоприношениями. Идея принесения в жертву первенца была широко распространена у древних, особенно, у финикийцев, которые отказались от нее последними. При совершении этого жертвоприношения говорилось: "Жизнь за жизнь." Теперь в случае смерти говорят: "Из праха в прах."История об Аврааме, который был вынужден принести в жертву своего сына Исаака, шокирует чувства цивилизованных людей, но для людей того времени эта идея не была новой или странной.Долгое время было широко распространенной нормой, что отцы в момент сильного эмоционального стресса приносили в жертву своих сыновей-первенцев. Аналогичные этому традиции есть у многих народов, поскольку некогда во всем мире существовала глубокая вера в необходимость совершения человеческого жертвоприношения в том случае, если произошло нечто странное или необычное.
Изменения в человеческих жертвоприношениях
Моисей попытался прекратить человеческие жертвоприношения, введя взамен их выкуп. Он утвердил четкий тариф, позволяющий его народу избегать худших последствий своих опрометчивых и неразумных обетов. Землю, собственность и детей можно было спасти, заплатив священникам установленный выкуп. Те группы населения, которые перестали приносить в жертву своих первенцев,
вскоре получили огромное преимущество над менее развитыми соседями, продолжавшими совершать эти зверские поступки. Многие из таких отсталых племен не только были ослаблены этой потерей
сыновей, но порой даже некому было унаследовать власть.Отголоском исчезающего ритуала принесения в жертву детей был обычай мазать кровью дверные косяки для защиты первенца. Часто
это делалось в связи с одним из ежегодных священных праздников,и этот ритуал некогда существовал у большинства народов мира, от Мексики до Египта.Даже когда большинство народов перестали ритуально убивать детей,существовал обычай оставлять младенца одного среди дикой природы или на воде в маленькой лодочке. Если ребенок оставался в живых,то считалось, что боги вмешались, чтобы сохранить его, как это было, согласно преданию, с Саргоном, Моисеем, Киром и Ромулом.Потом появился обычай обещать сыновей-первенцев в качестве священного дара или жертвы и, дав им вырасти, затем вместо смерти изгонять их; это стало основой колонизации. Этого обычая придерживались римляне, осуществляя свои планы колонизации.