Человек имеет многовековой опыт вины. Еще в раю Адам обвинил Еву в соблазне, Ева обвинила змея в искушении. С первого греха грешники пытаются переложить свою вину на другого. Каждый из нас так или иначе познает это мучительное чувство: мы содеяли нечто, что не должно было быть содеянным, переступили некий закон, который знает наша совесть. Как от него избавится?
На днях прочитал интересную статью на эту тему и хочу рассказать вам свои мысли по этому поводу.
Часто люди сами открываясь в своих нравственных падениях, ждут услышать, что всегда есть что-то или кто-то - муж, жена, родители, дети, трудное детство, общество, нехватка денег и т. д., -- что вынудило их совершить дурной поступок, нарушить моральный закон. Словом, вина за содеянное лежит совсем не на них, а значит, и никакой ответственности.
Некоторые считают, что им достаточно повысить свою самооценку, и исходя из этого думают, что люди должны перестать судить себя и ощущать свою значимость независимо ни от поступков, ни от обстоятельств. Результатом попыток «залечить» или «аннулировать» вину стал рост числа людей с хронической депрессией, состояниями патологической тревоги, неврозов, психозов, самоубийств. Не прекращает увеличиваться и число тех, кто пытается утопить «вину в вине» или убежать от нее в наркотический угар. Неосознанная и непризнанная вина, как скрытый нарыв, продолжает вести свою разрушительную работу в человеке.
Как же тогда поступить? Ведь Царство Небесное есть Высшая Любовь, и нераскаянная вина стоит препятствием к Ней.
Но есть Божий храм, есть природа, и еще есть дети. Иисус Христос говорил: «Если не обратитесь и не станете, как дети, не откроется вам Царство Небесное». Действительно, только дети способны на чистую незамутненую веру, настоящее смирение и раскаяние.
Наш нравственный идеал есть не что иное, как наша совесть, хранящая в себе Божий Закон о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. У нас всегда есть выбор - залепить ее пластырем самооправдания или же открыть наши душевные раны, уверовав в их исцеление. Первое сделать, несомненно, проще. Даже если поначалу наша совесть, мучимая грехом и смутой, сопротивляется и требует очищения от грязи, вторая, третья и последующие попытки приглушить эти порывы даются нам все легче. Холодеет сердце, циничнее становится ум, и душа подает все меньше признаков жизни. От всего этого недалеко и до самого губительного исхода - духовного разложения личности и духовной смерти.
Вина, чувство вины и конфликт, порожденный этим чувством, -- духовная потеря. И потому искать ее разрешения надо в духовной жизни человека, в вере. Когда люди осознают свою ответственность за содеянное, они сами ищут очищение через раскаяние и глубокое сожаление. И только тогда - через боль и радость - в человеческую душу начинает приходить мир, только тогда наступает исцеление.
Раскаяние невозможно без смирения и кротости. Осознание того, что лично я, как человек, слаб и не в силах сам разрешить свою вину, современному человеку дается нелегко: мешает наша раздутая до гигантских размеров гордость. Усмирить ее - большая победа.
Лишь тогда можно предстать со своей виной перед Богом, Единственным, кто истинно может утешить нашу боль.
Один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» Старец ответил: «Если у тебя порвется плащ, выбросишь ли ты его?» Воин говорит: «Нет! Я его зашью». --«Если ты так щадишь свою одежду, то не пощадит ли Бог cвое творение?»
Гнетет ли вас чувство вины? Мучает ли совесть, если вы поступаете неправильно? Как вы поступаете в таких случаях?