Собственно уже совсем скоро пасха, вот и вспомнился один курьез...

Ежегодное действие в Иерусалиме разворачивается накануне праздника иудейской Пасхи,- кто не знает,- именно тогда, за два дня до праздника, был по Евангелиям казнен Иисус Христос. Суть происходящего сводится к тому, что в определенный момент на Иерусалимский Храм Гроба Господня и на людей, находящихся в нем и перед ним, с неба сходит сияние, называемое верующими христианами Благодатным Огнем (или Святым Духом по одной из существующих версий), приносящим с собой чувство духовного возрождения людей, исцеление ущербным и больным и знаменующим и наглядно демонстрирующее собой ряд событий, которые по библейским канонам относятся к разряду чудес.

Однако, все по порядку. События происходят, как уже писалось, в Иерусалимском Храме Гроба Господня,- главной святыне христианской религии всех направлений. Примерно за сутки до начала событий в храм начинают собираться люди, которые хотят присутствовать в нем при свершении чуда. В самом храме, как говорит комментатор в фильме, помещается до 10 тысяч человек. Остальные находятся над площадью перед храмом, которая к моменту начала торжества полностью заполнена народом. Примерно за 18 часов до пасхальной полуночи на следующий день начинается праздничная служба. В храме с хвалебными песнопениями проходят представители всех основных течений христианства - католики, копты, православные, армяне и еще 2-3 основных течения, названия которых я не запомнил. Сама процессия производит тягостное впечатление,- в частности сами исторгаемые священнослужителями рулады на разных языках. В конце процессии идет православный Патриарх Константинопольский в сопровождении армянского Патриарха. Процессия подходит к месту в храме, которое называется "Гроб Господень" и представляет собой стилизованную пещеру с каменной плитой, на которой по преданию лежало тело мертвого Христа, запеленутого в погребальные полотнища. Вообще сам храм тоже достаточно интересен,- считается, что в своей конструкции он вмещает в себя все исторические места, связанные с казнью Иисуса Христа, включая гору Голгофу (небольшой холм, находящийся внутри одного из пределов храма), священную рощу (место, где она была), где Иосиф Аримафейский, Мария и иже с ними готовили тело Христа к погребению, собственно пещеру Гроба Господня и еще примерно с десяток менее известных мест, включая небольшую площадь (которая вероятно там находилась), где происходило побивание Христа перед казнью. Единственным главным сомнением для меня остается только одно,- как это все эти места оказались столь близко друг от друга расположенными, чтобы уместиться в один, пусть и очень большой, храм ? Причем речь идет именно о реальных местах, а не о их стилизованных символических изображениях и обозначениях внутри храма.

Процессия минует все эти места в той последовательности, в которой их проходил Спаситель перед казнью, а затем два патриарха подходят непосредственно к пещере погребения Христа. Далее Патриарха Константинопольского разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи. Затем патриархи Константинопольский и Армянский (также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь и их запечатывают там большим куском зеленого воска и фиксируют дверь при помощи красной ленты. Патриарх Константинопольский должен оставаться там до момента самого снизхождения Святого Огня. Патриарх Армянской католической церкви присутствует рядом с ПК (Патриарх Константинопольский) по довольно интересной традиции. В то время, когда Иерусалим находился под властью мусульман, армянам за очень большие деньги удалось выкупить у местного мусульманского правителя право единолично соершать обряд предшествующий снизхождению Огня, без участия представителей других церквей. Все они не были даже допущены во храм и оставались снаружи на площади, вместе с патриархами и свещеннослужителями. Однако Армянский Патриарх простоял во Гробе Господнем более суток и чуда не последовало, не смотря на все его молитвенные усилия. В это же время рядом с храмом стоял православный Патриарх и также молился о появлении Огня. В один прекрасный момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня и попал точно в колонну, рядом с которой стоял патриарх, из которой во все стороны брызнули огненные всплески, и у всех стоящих на площади с потушенными свечами в руках людей, эти свечи загорелись. Т.е. фактически получилось, что Огонь снизошел по молитвам не армянского, а православного священносужителя. После этого правитель Иерусалима повелел осуществлять обряд только православным священнослужителям, а армянским священникам в назидание о случившемся стоять рядом с ними. Hе смотря на то, что "власть давно сменилась", обычай продолжает сохраняться.

Все стоящие в это время в храме терпеливо ждут. Свечи и все лампады в храме и во всех церквях в Иерусалиме в это время потушены. Их зажгут в следующий раз только от святого Огня, снизшествия с небес которого ожидают люди. В храм также допускается арабская христианская молодежь, которая ведет там себя более чем буйно, хотя и не агрессивно. Их туда пускают с тех пор, как однажды один из патриархов, которому весь этот шум, гам и гвал, устраиваемый в припадке религиозного экстаза этими людьми, мешал то ли сосредоточиться, то ли отправлять обряд. В результате этих людей из храма выставили на площадь. Однако Огонь не сходил в течении длительного времени и чудо свершилось только тогда, когда арабскую христианскую молодежь пустили в храм обратно.

Рядом с пещерой Гроба Господня располагается некое подобие отдушин, из которых при снизхождении Hебесного Огня на храм вырываются первые его языки. Соответственно молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

Теперь, собственно говоря, как все происходит. Hе знаю, сколько уж пленки потратили в ожидании те, кто снимал сцену на площади перед храмом, но тем не менее момент был запечатлен очень хорошо,- в низко висящих над куполом храма густых ночных облаках появляется быстро растущий яркий просвет из которого на шпиль главного купола храма вырывается ослепительный бело-голубой луч света. Мгновение спустя, как это бывает в западных фильмах, весь храм оказывается опоясанным змеящимися по его стенам и колоннам вниз молниями и бликами, которые как бы стекают к подножию храма и растекаются (в буквальном смысле слова) по площади среди стоящих на ней людей. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, лампады и факела. Причем происходит это не у всех сразу и не местами, а по мере распространения некоего светового конуса, который захватывает все больше и больше людей. В храме в это же время из отдушин у Гроба Господня вырваются три больших языка бело-голубого пламени, длинной до 4-5 метров, как из огнемета. В это же время двери Гроба открываются и выходит ПК, держа в руках 33 горящие свечи (по числу лет жизни Христа на Земле), которыми он благославляет всех собравшихся. За ним следует Армянский патриарх, держа в руках горящую ярким голубым огнем лампаду. При этом у собравшихся внутри храма свечи и лампадки загораются также, как это происходит у стоящих на площади,- не единомоментно, а как бы расходящимся кругом. Воздух при этом заполняют крики неистовства, радости и т.д. Параллельно с этим очень хорошо видно, как Огонь в буквальном смысле слова "ходит" по храму (снаружи это также происходит в виде сполохов, подобным молниям, нисходящим с неба, окутывающим и освещающим сначала только сам храм, а затем и весь прилегающий к нему район города). Пряовляется это в виде вспыхивающих то тут, то там бликов и пятен, подобным фото-вспышкам, свет от которых не заливает все пространство, а как бы проецируется размытыми, но тем не менее имеющими некую форму пятнами на колонны, стоящих людей и детали интерьера. Hо есть и обычные световые вспышки, которые наблюдаются при фотографировании и при сполохах молний. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма малькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей. При этом первое время - примерно 2-5 минут свет от горящих лампад бывает бело-голубым, но постепенно огонь принимает свои "обычные" внешние привычные "формы". У стоящих в храме и на площади людей загораются лица, бороды, волосы, люди умываются этим огнем (пока он еще не начинает жечься), черпают его руками как воду, пьют, умываются им,- короче - зрелище впечатляющее. Вреда и ожогов от пламени не бывает потом ни у кого. Людей переполняет чувство глубочайшего блаженства,- собравшиеся кто плачет, кто смеется, кто закатывает глаза к небу, кто просто кричит от счастья, некоторые просто бьются в конвульсиях и смеются. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической,- из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят,- духовно очистившимися и прозревшими. Тут и там происходят случаи исцеления,- визуально камера демонстрирует два таких случая,- у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до "умывания" Огнем). Конечно оба случая могут быть объявлены сознательной подтасовкой - один - за счет некоего косметического "второго уха" в виде надевающейся на нормальное ухо изуродованной "перчатки", а второй за счет быстро снимаемых контактных линз, исполненных в виде бельм, однако в силу того, что это документальная съемка, подобные хитрости маловероятно, исключая естественно факт заранее подготовленных церковниками театральных инсценировок, чтобы произвести побольше впечатления на толпу. В любом случае, я не берусь что-либо утверждать,- как говорится - описываю то, что видел в фильме.

Само чудо длится не более 10-15 минут,- из сияющего провала в облаках, с ночного неба постоянно сниспадают вниз сполохи яркого голубого пламени, молнии, которые заливают прилежащие к храму районы и сам храм, вся окружающая местность полностью залита красивым, мягким сиянием, ну и соответственно внизу беснуется в экстазе религиозная толпа, купаясь в нисходящем на них сверху пламени, Патриарх Константинопольский выходит на площадь с горящими свечами и благословляет всех собравшихся, обходя в процессии храм. В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, а специальным прямым авиа-рейсом Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Самое интересное состоит в том, что развозить огонь в частном порядке израильскими властями запрещается, даже если перевозят его священнослужители и в специально подготовленных для безопасной транспортировки сосудах.

Вот примерно и все.

Вне зависимости от отношения собравшихся к христианству, на мой взгляд было бы интересным обсудить вопрос возникновения и происхождения подобного очевидного феномена.

P.S. Кассеты с записью возможно продаются в Москве на Погодинке, в редакционно-издательском отделе Московской Патриархии, но по всей вероятности скоро начнуть тиражироваться и распространяться через сеть магазинов церковной утвари в храмах.

Всего в настоящий момент IMHO существует как минимум 4 видеофильма, в которых запечатлен момент проявления этого события, относящегося православной традицией к разряду чудес и происходящего каждый год на Пасхе в Иерусалимском Храме Гроба Господня в Израиле. Отснятые фильмы относятся на мой взгляд к категории любительских, сделанных по принципу "что вижу, то и снимаю" с наложенными на них в дальнейшем комментариями, что в общем-то наиболее ценно, т.к. в принципе исключает возможность подделки того, что демонстрируется в фильме. Съемка явно любительская и исключает возможность компьютерной или иной обработки с использованием спец-эффектов, хотя в принципе я могу судить о происходящем только визуально, не являясь специалистом по видео-мантажу. Четвертый фильм вероятно снимался специально по заказу Московской Патриархии, потому что производит в отличие от первых трех впечатление хорошо смонтированной и скомпанованной ленты, с продуманными комментариями и встроенными интервью, в результате чего создается впечатление добротного документального фильма о происходящем. Так или иначе, этот фильм является наиболее интересным из всех четырех, т.к. содержит максимальное количество информации о самом событии, равно как и о месте, в котором оно происходит, включая необходимые исторические данные и комментарии.