Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Вероятнее всего почти вся обитающая на земле нечисть — это поверженные с небес падшие ангелы, кто из них где упал, тот там и остался. Демонических существ, представляющих собой нижнюю ступень восточнославянского пантеона, принято называть в народе нежитью. К нежити принадлежат все вредоносные духи, не имеющие души и плоти, но живущие в виде человека. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй, игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т.д. и т.п. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках. Переходное звено от нежити к нечисти, имеющей явно земное происхождение, — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т.е. умерших неестественной смертью, и тоже определённо причисляются к нежити. К заложным покойникам, имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. А вот такие представители нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — это и не духи, и не мертвяки, они имеют и душу, и тело, у двоедушника даже две души. Несколько особняком стоят Кащей, баба Яга и Одноглазое Лихо, персонажи изначально не сказочные, но ставшие героями многих народных сказок, этих следовало бы отнести скорее к мертвякам. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей, и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни.
Скрытый текст
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4. // М., «Русский язык», 1980.
2. Даль В.И. О повериях, суевериях и преданиях русского народа. - Материалы по русской демонологии. // СПб, «Литера», 1996.
3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая сила (главы из книги). // М., «Эдельвейс», 1990.
4. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. // М., «Лабиринт», 1998.
5. Мифы древних славян. Велесова книга. Авт. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. // Саратов, «Надежда», 1993.
6. Мифы народов мира. Т. 1 - 2. // М., «Советская энциклопедия», 1982.
7. Энциклопедия сверхъестественных существ. Сост. Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997.
8. Словарь славянской мифологии. Сост. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. // Н.Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995.
9. Большой толковый словарь русского языка. // СПб, «Норинт», 1998.
10. Русские суеверия. Сост. Власова М.Н. // СПб, «Азбука-классика», 2001.
11. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1. // СПб, «Наука», 2001.
12. Музей мифов и суеверий русского народа (г. Углич). // М., «Северный паломник», 2002.
13. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. // М., «Художественная литература», 1979.