Черти — мелкие духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. Наделены они некоторыми человеческими качествами, в том числе подвержены многим людским привычкам и слабостям. Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты.
«В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой». «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке».
В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты.
Зыбочник - По поверьям славян - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в зыбку (колыбель).
"Зыбаться" означает "колебаться, качаться, раскачиваться на ветру", зыблющимся представлялось и топкое болото. "Зыбающимся", т.е. расскачивающимся на деревьях (возможно - и на трясине), крестьяне некоторых районов России представляли лесного и болотного "хозяина", лешего, который именовался зыбочник (в Арх. и Волог. обл. Иногда зыбочником (от "зыбь"?) называли и водяного.
На Вологидчине, Новгородчине и Псковщине зыбочник - полуденный дух, опасный для детей. В Вологодской губернии пустую колыбель (зыбку) "не оставляют открытой, чтобы не проник а нее "полуденник", "денник" или "зыбочник" и не стал бы пугать ребенка до смерти.
Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью. Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые. Упырём становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею умерший, через гроб которого перескочила чёрная кошка, а вернее чёрт в её образе.В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви, и особенно колдун. В глухую полночь упырь проникает в избы и высасывает кровь из спящих людей, которые вслед за тем непременно умирают. Особенно упыри любят сосать кровь младенцев. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями. Отогнать упыря возможно только крестом и святой водой, также он не переносит колокольного звона и запаха чеснока. Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. Если крик петуха застанет его врасплох, то упырь может мгновенно рассыпаться и исчезнуть или пасть поверженный наземь в полном бесчувствии. Многие упыри — оборотни, могут принимать образы некоторых животных, чаще всего летучих мышей.Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол. Но выследить его сложно, иногда для этого посыпают пол у постели мелкой солью, а поутру обнаруживают следы ног, оставленные ночным гостем. При подозрении, что некий мертвец может быть упырём, раскапывают его могилу, и если видят, что у покойника свежий румянец на щеках, а на губах запекшаяся кровь, то к нему принимают меры, а именно вколачивают в сердце осиновый кол. Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре.
Злыдни - языческие злобные духи древних славян, олицетворение Недоли, навьи прислужники.
Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей.
Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. (в Смол. обл.)
В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько (до двенадцати, что наводит на мысль об связи их с трясовицами, которых было тоже двенадцать). Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость.
"Документальные упоминания о злыднях восходят к XVв. В старинных "Словах о ленивых" (по спискам XV в.) находится такое место: "Тогда же тому человеку приближаются злыдни... да обовьются ему около головы, да прострутся ему по хребту, да сядут у него на прозе с веником, сегодня положил полжензи в калиту, а на завтреях хватится - злыдни вынесли"». <Сумцов, 1913>
Злыдня - персонаж более характерный для поверий южных, юго - западных районов России; чаще всего о злыднях повествуется в сказках.
Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки. Но волкодлак не всегда мертвец. Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их. Тот, кто был укушен волкодлаком, со временем превращается в такого же оборотня, иногда вопреки своей воле. Против волкодлака, как и против упыря, оружием служат святой крест и осиновый кол, кроме того, волкодлака можно уничтожить серебряной пулей.
Для того, чтобы колдуну обернуться волком, он должен найти в лесу срубленный ровно пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него (в некоторых источниках говорится о 12 ножах и перекувыркнуться через них 40 раз). Порыскав волком, ему необходимо забежать с противоположной стороны пня и перекувырнуться обратно. Если же кто случайно или нарочно унесёт нож, то оборотень человеком стать уже не сможет и вынужден будет остаться волком навеки. P.S.
/это все собрано по источникам народных суеверий/
Игоши - дети кикиморы болотной или умершие младенцы проклятые своими родителями, некрещеные или просто мертворожденные младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных младенцев закапывали в подполье или близ избы). Игош существо вообще непонятное - безрукий, безногий, невидимый дух. Если он живет в доме, то по части пустого озорства сто очков вперед даст и шишигам и кикиморам вышеназванных существ. Его боялись и уважали, и потому порой за столом отводили особенное место и выделяли отдельную тарелку с пищей и ложку. Обычно они незримы и ночью бродят по избе.
Сведенья об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши в поверьях, возможно, свидетельствует о его "неполноте" , отличии от людей (он существо едва оформившееся, едва явившееся на свет) или же отражают "змеиную" природу этого существа.
Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий. Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея. Дуб столь же бессмертен, как и Кащей, но в отличие от безблагодатного закостенелого бессмертия Кащея в бессмертии дуба заложена особая жизненная сила, передающаяся во времени и пространстве. Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. Тот грешник, кто решался срубить всякое старое дерево, а тем более дуб, либо сходил с ума, либо ломал себе руку или ногу, либо скоропостижно умирал. В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной. Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье. В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик.
Земляная кошка — подземная кошка, охраняющая клады.
«По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет» (Урал), «Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землей она ходит» (Урал).
По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов — кот. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением — это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. <...> Подбежала — точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. <...> Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метну лея в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит. <...> Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят» <Бажов, 1992>.
Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень. Привлекательные на вид плоды его ядовиты, имя им - волчьи ягоды. Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями. Не говоря о пищевом отравлении, только лишь попадание на кожу ягодного сока может послужить причиной серьёзного ожога, а приятный запах волчьего лыка в результате вызывает сильную головную боль. Череп козла или барана на шесте — тотемный символ, призванный охранять от злых духов поселения и жилища примитивных языческих племён.
В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик. Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком, известным каждому энтомологу.
Ичетики - Водяные человечки по поверьям славян.
Название "ичетик", возможно, произошло от коми "ичотик" - "маленький"
<Черепанова, 1983>. По поверьям Вологодчины, ичетики - маленькие водяные существа, духи утопленных матерями младенцев. В Вятской губернии считали, что ичетики небольшие, мохнатые. Они обитают в омутах на мельницах и предвещают несчастья. О грядущих несчастьях ичетики возвещают звуками - как будто по воде хлопают хлыстом.