Круг
Одна из наиболее широко употребляемых фигур - символ вечности.
Тесно связан с символизмом колеса и солнца, кольцом, циферблатом часов.
Движение по кругу означает цикличность, постоянное возвращение к самому себе.
Как макрокосмический знак образует круг Зодиака.
Знак абсолюта и совершенства. Линия круга - это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, и все точки которой эквивалентны.
Древний дохристианский знак колеса-солнца.
Как бесконечная линия символизирует время в вечности. Также изображается в виде змея, кусающего себя за хвост (Уробороса (варианты - Ороборос, Оуробор и т. п.)).
Центр круга - источник бесконечного вращения времени и пространства.
Круг, который проходит стрелка в циферблате часов и на шкале в компасе обозначает возвращение в точку отправления.
Круг представляет небо в противоположность квадрату земли.
Круг противопоставляется квадрату и в то же время постоянно соотносится с ним. Например, в мандале внешний круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат — пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания, В западной традиции представление о синтезе круга и квадрата воплощено в понятии квадратуры круга.
Круг в квадрате - распространенный каббалистический знак, означающий Божественную искру, скрытую в материи.
Адам Кадмон в каббалистической пиктограмме изображается заключенным в круге.
В дзен-буддизме концентрические круги означают высшие степени просветления и совершенство в единстве - потому инь-ян (тайцзи) изображаются заключенными в круге.
На более глубинном уровне мандала и янтра символизируют иллюзорность противоположностей.
Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях).
Круг — одна из форм созидания пространства. Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения. В большинстве традиций космос, в качестве упорядоченного пространства жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга.
В христианстве концентрические круги представляют духовные иерархии или разные стадии творения.
Три пересекающих друг друга круга означают Троицу.
Равнобедренный треугольник с тремя кругами является монограммой трех ипостасей единого Бога. Блейк писал о "круге судьбы" как о вращающемся круге причин и следствий. Цикл иллюстраций Блейка, в котором изображается нисхождение души в материальный мир, называются "Кругом жизни".
У Данте Троица воплощена в образе трех равновеликих кругов разного цвета. Один из них (Бог-Сын) являлся как бы отражением другого (Бога-Отца), словно радуга, рожденная радугой, а третий (Бог-Дух) казался пламенем, рожденным обоими этими кругами (согласно учению католицизма, Святой Дух исходит от Отца и Сына). В этом контексте символика круга утвердилась при фиксировании идеи верховной власти на земле (шар-держава, кольцо).
Связь круга и круглых форм с женским началом является хотя и не универсальной, однако широко распространенной.
Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени. Особенно это заметно в шумерской, древнеегипетской и мексиканской иконографии.
В этих случаях круг символизирует мощь Солнца или созидательные космические силы. Крылатый круг - божественный дух.
Круг с точкой в центре - открытое око Бога, символ вселенной, проекция образа мира в плане.
Это также астрологический символ Солнца и алхимический - золота.
Эту фигуру можно встретить повсюду в природе - солнечная система, клетка, атом и т. д.
Шар
Шар - символ будущего (почему?), в отличие от креста, который является символом прошлого и основной мотив которого - человеческое страдание.
Шар, как и сфера, означает мир, вечность, самодовлеющюю власть над вселенной, силу и императорское достоинство. Обычно его держат в левой руке как символ далеко простирающейся власти божества или суверена. Шар, водруженный на основание, означает Небо, ограничение или предел.
В алхимии коронованный шар - это философский камень.
Эвдокс Книдский, живший в Египте, первым сделал вывод о шарообразности Земли. При этом он также подсчитал длину экватора.
Каменное полушарие сферы воплощается в религиозных храмах - куполах православных церквей; ступах, связанных с местом пребывания бодхисаттв в Индии. В Индонезии ступы приобрели форму колокола с каменным шпилем наверху и называются дагобы.
Символизируют могущество богов разбрасывать по небесам планеты, метеориты и звезды.
В греко-римской мифологии шар символизировал удачу, судьбу, асоциируясь с Тихэ (Фортуной), стоящей на шаре.
Шар и компас - эмблемы Урании. Синий шар - атрибут Зевса (Юпитера), как бога Небес, а также Аполлона и Кибелы.
Золотые шары - атрибуты Гарпий, символизируют скупость.
В древних культовых праздниках на природе - солнечный символ. Особенно значительную роль шар (мяч) играл в Греции и доколумбовой Центральной Америке. Центральноамериканские храмы Солнца имели тщательно обустроенные площадки для жестоких ритуальных игр в мяч.
Шар, увенчанный крестом, означает правление Христа над миром, а также преобладание веры в Христа. В христианском искусстве Бог-Отец иногда изображается стоящим на шаре.
Три шара являются одним из атрибутов Св. Николая Мирликийского (Санта Клауса, гоаоря современно)) и символизируют три мешка денег, которые, согласно легенде, этот святой подбросил в окно разорившегося человека, дабы обеспечить приданое трем его дочерям.
Сфера
Символ плодородия (как и круг), а также целостности. В Древней Греции знаком сферы был крест в круге — древняя эмблема власти.
Платон пишет, что сфера одновременно является самой простой и самой совершенной фигурой, ибо все точки ее поверхности равно удалены от центра.
В архаической традиции космос как полнота, упорядоченность и гармония нередко мыслился в качестве сферического. В элейской концепции бытия находим рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел; у Пифагора развивается идея "гармонии сфер", у Эмпедокла исходное состояние космоса описывается в виде образа "равного себе самому отовсюду" Спайроса.
Поэт Ксенофан представлял единого бога в образе вечной сферы. У неоплатоников с формой сферы соотносилась и душа. В сочинениях, приписываемых Гepмесу Трисмегисту, сказано: "Бог — это умопостигаемая сфера, центр коей повсюду, а поверхность — нигде".
Джордано Бруно аналогичным образом описывал вселенную: "Вселенная — вся центр или... центр вселенной находится везде, а окружность нигде".
Согласно системе Птолемея, которая господствовала на протяжении почти полутора тысяч лет, вокруг неподвижной, имеющей форму сферы земли вращаются десять концентрических сфер (семь первых — небеса Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, восьмая — сфера неподвижных звезд, девятая — хрустальное небо, или Перводвигатель, десятая — Эмпирей).
В эпоху средневековья получило распространение представление о том, что вселенная — это система концентрических сфер. Согласно Бэде Достопочтенному, их семь — воздух, эфир, олимп, огонь, звезды, ангельская и сфера Троицы; по Гонорию Августодунскому — три (телесная, духовная и интеллектуальная). Схоласты насчитывали 55 сфер, плюс сфера неподвижного перводвигателя. Вращение семи планетных сфер производит сладостную музыку, не доступную человеческому уху, поскольку она звучит не в воздухе; от этой небесной музыки происходят семь нот гаммы.
Еще один аспект образа сферы связан с идеей счастья, поскольку ровная, гладкая поверхность сферы соотносится с отсутствием трудностей и препятствий.