Выход на экран таких картин, как "1408", обычно не сопровождается большой шумихой. И актеры в фильме играют хоть и известные, но не суперзвезды — Джон Кьюсак, Сэмюэл Л. Джексон, Мэри МакКормак. Никто никого не подсиживал, не дрался и романов на площадке не заводил. Конечно, автор сценария — сам Стивен Кинг, но мало ли сценариев он написал? Да и бюджет по голливудским меркам небольшой — 25 миллионов долларов.
И тем не менее "1408" оживленно обсуждали. В основном судачили о строптивом характере режиссера, шведа Микаэля Хафстрема (первой его работой в Голливуде стала картина "Цена измены" с Дженнифер Энистон и Клайвом Оуэном). Тот очень долго препирался с Кингом и в конце концов настоял на том, чтобы маэстро выкинул из сценария все свои фирменные психологизмы и переписал финал. Что уж там такого хотел сделать Кинг, не знаю. Но нынешний финал воображения не поражает, хотя и скучным его не назовешь. Собственно, развязка этой истории куда менее важна и интересна, чем непосредственно повествование.
Сюжет картины таков. Писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) зарабатывает на жизнь тем, что развенчивает мифы о привидениях. Он ночует в отелях, которые заманивают своих посетителей буклетами типа "такой-то утопил здесь всю свою семью, а его призрак до сих пор бродит по ночам". Закачав в себя энное количество спиртного, Энслин спит мертвецким сном, естественно, с потусторонними силами не сталкиваясь. А с похмелья вписывает в свою книгу язвительную главу, разоблачая обманщиков-хозяев. Степень "жуткости" того или иного отеля он оценивает по десятибалльной шкале. "Ставлю шесть, нет, пять черепов за плохое обслуживание", — бормочет Энслин, высасывая остатки алкоголя из бутылочки. В общем, в паранормальные явления он не верит совсем. Пока однажды, несмотря на увещевания мрачного администратора гостиницы Dolphin Джеральда Олина (Сэмюэл Л. Джексон), не вселяется в номер 1408, пользующийся дурной славой. "Я вообще-то не за вас беспокоюсь, просто неохота потом бардак убирать", — говорит Олин. "Ага-ага", — улыбается герой Кьюсака, захлопывает дверь и... попадает в ад.
"1408" — самый неожиданный (в приятном смысле) фильм лета. То, что по пресс-релизам представлялось очередной банальной помесью разнузданного ужастика с мистическим триллером, оказалось серьезной сильной психологической драмой о человеке, пережившем жуткую трагедию и попытавшемся спрятать воспоминание о ней далеко в глубинах подсознания. Здесь в нехорошем номере ночные кошмары Майка материализуются. Режиссер Хафстрем и сценарист Кинг как бы пытаются доказать зрителю, что, пряча неприятные воспоминания по пыльным чердачкам своего сознания, мы только усугубляем свою депрессию. Когда-нибудь она все равно захлестнет нас. В этом смысле просмотр "1408" напоминает визит к психотерапевту. Первая мысль, которая посещает после сеанса: какие твои страхи могли бы материализоваться, окажись ты, не дай бог, в комнате 1408 отеля Dolphin?